Утверждаю:

Директор МОУ СОШ №4 __________ Н.П. Елисеева

Приказ №71/д от 15.09.2010года.

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

об организации предпрофильной подготовки

 

1. Общие положения

1.1. Предпрофильная подготовка учащихся – это комплексная психолого-педагогическая, информационная и организационная поддержка и подготовка учащихся к осознанному и ответственному выбору профилирующего направления собственной деятельности в старшей школе.

1.2. Предпрофильная подготовка организуется в 9-м классе МОУ СОШ №4 г. Скопина.

1.3. Положение разработано на основании Закона РФ «Об образовании», «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», «Концепции профильного обучения старшей ступени общего образования», Типового положения об образовательном учреждении, письма Министерства образования РФ от 20.08.2003 года «Рекомендации об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы».

1.4. Предпрофильная подготовка призвана:

- актуализировать потребность учащихся в определении своих образовательных и жизненных планов;

-обеспечивать процесс определения учащимися образовательных планов информационной базой;

- создавать условия для получения учащимися минимального личного опыта в различных видах деятельности.

1.5. Положение об организации предпрофильной подготовки утверждается педагогическим советом школы, имеющим право вносить в него свои изменения и дополнения.

 

2. Цель и задачи организации предпрофильной подготовки

 2.1. Целью организации предпрофильной подготовки является создание условий, обеспечивающих самоопределение выпускников основной школы в отношении выбора профиля будущего обучения в 10-11-х классах.

2.2. Для достижения поставленной цели в рамках предпрофильной подготовки решаются следующие задачи:

– формирование готовности выпускников основной школы ответственно осуществлять выбор профиля, соответствующего их способностям и интересам;

– формирование высокого уровня учебной мотивации на обучение по избранному профилю;

– обеспечение преемственности между основной и старшей школой, в том числе в подготовке девятиклассников к освоению программ профильной школы;

– расширение возможностей социализации учащихся.

 

3. Структура предпрофильной подготовки

3.1. Предпрофильная подготовка представляет собой сочетание трех основных направлений:

3.1.1. Информирование учащихся о возможностях продолжения образования или трудоустройства, знакомство с учреждениями профессионального образования, расположенными на данной территории, информирование о программах профильного обучения, реализуемых различными общеобразовательными учреждениями, информирование о состоянии и прогнозах развития рынка труда территории. В результате реализации данного направления учащиеся получают необходимые информационные ресурсы для планирования своего образовательного будущего и опыт работы с такого рода ресурсами.

3.1.2. Реализация предпрофильных курсов, позволяющая учащемуся осуществить "пробу сил" в той или иной сфере человеческой деятельности. Учащиеся получают опыт осуществления ответственного выбора.

3.1.3. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся включает консультирование учащихся, мониторинг освоения предпрофильных курсов, организацию рефлексии полученного учащимися опыта, их самопознания, соотнесение полученной информации и предпочтений. Это направление создает условия для учащихся 9-го класса в необходимости осуществления выбора (курсов, практик, направлений деятельности и т.п.), для формирования осознанной позиции в отношении своей будущей деятельности. Психолого-педагогическое сопровождение является связующим звеном по отношению к первым двум направлениям.

В результате реализации данного направления учащиеся принимают принципиальное решение о своем дальнейшем образовании (профессиональном или общем) или трудовой деятельности.

3.2. Предпрофильное обучение осуществляется по учебному плану. Рабочий учебный по предпрофильной подготовке должен удовлетворять следующим требованиям:

- сбалансированность между предметными и межпредметными курсами по выбору;

- полнота представленных курсов;

- преемственность с профильным обучением;   

- отсутствие перегрузки учащихся, соответствие плана допустимой учебной нагрузке;

- вариативность, краткосрочность, модульность курсов, включённых в план.

3.3. Программы курсов по выбору должны пройти экспертизу и должны быть утверждены на методическом совете школы.

3.4. Набор предлагаемых курсов должен носить вариативный характер, их количество должно быть избыточным (ученик должен иметь возможность реального выбора). Перечень курсов по выбору формируется на основе соответствующего анкетирования и опросов учащихся.

3.5. Курсы должны носить краткосрочный и чередующийся характер, представлять учебные модули (17 или 34 часа).

3.6. Содержание   курсов   предпрофильной   подготовки   должно   включать не только информацию, расширяющую сведения по учебным предметам, но и знакомить учеников со способами деятельности, необходимыми для успешного освоения программы того или иного профиля. В целях формирования интереса и положительной мотивации к тому или иному профилю через освоение новых аспектов содержания и более сложных способов деятельности содержание   курсов предпрофильной подготовки может включать оригинальный материал, выходящий за рамки школьной программы.

3.7. Методическое обеспечение курсов по выбору включает:

3.7.1. программу курсов, материалы для учителя, справочную литературу;

3.7.2. систему творческих заданий для учащихся, материалы для проектной деятельности, исследований;

3.7.3. оборудование для проведения экспериментов, проектной деятельности;

3.7.4. контрольно-измерительные материалы по освоению программы курса.

3.8. Курсы по выбору предполагают наряду с академическими формами обучения использование коммуникативных, интерактивных, проектно-исследовательских технологий.

3.9. Результативность учебной деятельности оценивается в соответствии с положением об элективном курсе.

3.10. Для учащихся, намеревающихся продолжить обучение в профильных классах, проходит комплексная аттестация:

- выпускникам основной школы необходимо сдать не менее четырёх экзаменов: два экзамена обязательных (письменных): русский язык и алгебра, и два экзамена по выбору из числа предметов, изучавшихся в девятом классе. При этом экзамены по выбору определяются учеником в соответствии с избираемым им профилем;

- наряду с итоговой аттестацией учитываются дополнительные индивидуальные образовательные достижения учащихся. Индивидуальные достижения учащихся, позволяющие более полно оценить уровень готовности к продолжению образования по тому или иному профилю обучения на старшей ступени, оформляются в виде «Портфолио».

 

4. Организация предпрофильной подготовки

4.1. Предпрофильная подготовка организуется в школе.

4.2. Учебные занятия по предпрофильным курсам включаются в расписание уроков.

4.3. Мероприятия по информированию и психолого-педагогическому сопровождению проводятся во второй половине дня во внеурочное время.

4.4. Группы учащихся для прохождения предпрофильной подготовки формируются приказом руководителя образовательного учреждения.

4.5. Для проведения предпрофильных курсов учреждение может приглашать совместителей и заключать с ними временный трудовой договор.

4.6. При организации экскурсий на предприятия города и учебные заведения, в рамках проведения предпрофильных курсов, мероприятий по информированию издается приказ по школе о назначении ответственного за жизнь и здоровье детей, составляется маршрутный лист.

 

5. Права и обязанности участников образовательного процесса

5.1. Участниками образовательного процесса являются обучающиеся, педагогические работники Школы, родители (законные представители) обучающихся.

5.2. Обучающиеся в Школе имеют право на:

- выбор предпрофильных курсов, предложенных образовательным учреждением, согласно своих интересов, склонностей, потребностей;

- изменить свой выбор предпрофильного курса при получении дополнительной информации до начало его изучения;

- получение информации о ППП от координатора, психолога;

- условия обучения на предпрофильных курсах, гарантирующие охрану и укрепление здоровья;

- бесплатное пользование информационными ресурсами медиатеки Школы.

5.3. Обучающиеся в Школе обязаны:

- посещать предпрофильные курсы согласно расписания;

- изучить начатый курс в полном объеме;

- соблюдать Правила поведения обучающихся на занятиях предпрофильных курсах как в школе, так и вне ее;

- бережно относится к имуществу Школы, учреждений, в которых проходит занятия по предпрофильным курсам;

- уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса.

5.4. Педагогические работники Школы имеют право:

- свободно выбирать методики обучения и воспитания, учебные пособия, помещение для проведения занятия;

- на стимулирующие надбавки за расширенный круг обязанностей;

- на прохождение курсов профессиональной подготовки по освоению содержания и технологии преподавания предпрофильных курсов.

5.5. Педагогические работники Школы обязаны:

- поддерживать дисциплину на занятиях на основе уважения человеческого достоинства обучающихся;

- соблюдать требования охраны труда во время занятий курсов, практикумов, экскурсий;

- проводить обучение безопасными методами и приемами выполнения работ, инструктаж по охране труда.

5.6. Родители (законные представители) имеют право:

- знакомиться с документами, регламентирующими организацию предпрофильной подготовки в школе;

- знакомиться с ходом и содержанием образовательного процесса по предпрофильной подготовке.

5.7. Родители (законные представители) обязаны:

- обеспечить посещение обучающимися предпрофильных курсов.

 

6. Функционал заместителя директора школы, организующего предпрофильную подготовку

 В функции заместителя директора школы, которому поручена организация предпрофильной подготовки, входит:

6.1. Разработка основных направлений и форм предпрофильной подготовки в школе на основе:

- анализа педагогического потенциала школы - её кадровых, методических и материально-технических ресурсов;

- изучения образовательных запросов учащихся и их родителей посредством анкетирования и собеседований;

- взаимодействия с другими образовательными учреждениями муниципальной образовательной сети для реализации образовательных запросов учеников на их базе.

6.2. Формирование плана и расписания курсов по выбору и других мероприятий предпрофильной подготовки (выход в иные образовательные учреждения, проведение профильной ориентации и др.).

6.3. Сопровождение предпрофильной подготовки, осуществляемой школой:

- мониторинг учебных результатов школьников на курсах по выбору;

- анализ динамики образовательных запросов учеников и их готовности к выбору профиля;

- контроль школьной документации по предпрофильной подготовке;

- организация консультирования школьников для определения оптимального выбора курсов предпрофильной подготовки и будущего профиля.

6.4. Анализ результатов итоговой аттестации девятиклассников.

6.5. Организация работы по комплектованию 10-х классов.

6.6. Составление отчётов по результатам предпрофильной подготовки учеников школы.

 

7. Оценка образовательных результатов учащихся

7.1.Оценивание предпрофильной подготовки учащихся осуществляется по рекомендованным к применению Министерством образования критериям и требованиям.

7.2. По окончании курса по выбору каждый обучающийся должен получить зачет в форме предложенной учителем (устный зачет, проект, творческая работа, отчет и др.), который вносится в журнал по предпрофильной подготовке.

7.3. После прохождения не менее 2/3 курсов ставится зачет по предпрофильной подготовке в целом и заносится в личное дело учащегося.

7.4. Сведения о прохождении предпрофильной подготовки вносятся в аттестат об основном общем образовании.

 

8. Документация и отчётность

 Образовательное учреждение должно иметь следующие документы:

8.1. Положение о предпрофильной подготовке;

8.2. Журнал учёта занятий курсов по выбору;

8.3. Зачётный документ для учащихся, фиксирующий перечень курсов по выбору;

8.4. Учебный план предпрофильной подготовки;

8.5. Программы курсов по выбору;

8.6. Расписание курсов по выбору;

8.7. Отчёт по результатам предрофильной подготовки.